$IMAGE1-left$ У Киева есть «план Б» на случай прекращения Россией транзита газа через украинскую территорию с 1 января 2020 года, заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман на Часе вопросов к правительству в Верховной раде. При этом он не уточнил, в чем заключается этот альтернативный план действий.
О необходимости «плана Б» на случай прекращения транзита газа на Украине заговорили более года назад некоторые эксперты в сфере ТЭК, при этом руководство «Нафтогаза» и Украины на это не обращали внимания. Когда у них нечто подобное спрашивали, они объясняли, что «план Б» не нужен, потому что «Северного потока — 2» не будет, и «Газпром» будет вынужден продолжать поставлять газ через их газотранспортную систему (ГТС).
Украинские власти апеллировали к воле США, чтобы они ввели санкции против компаний, которые участвуют в строительстве СП-2, говорили, что Европа не допустит реализации этого проекта и прочие глупости. Но примерно к лету стало ясно, что денег от «Газпрома» в рамках разбирательства в Стокгольмском арбитраже они пока не получают, имущество «Газпрома» в Евросоюзе арестовать не получается, а СП-2 продолжает строится. Тогда руководство Украины и «Нафтогаза» впервые заговорило о «плане Б».
Изначально говорилось о том, что «план Б» есть. В конце 2018 года руководство «Нафтогаза» этот «план Б» объяснило, и видят они его в том, чтобы гонять «Газпром» по судам и получить с него еще много-много денег. Однако перспективы этого мероприятия уже должны быть понятны всем, ввиду того, что решение, согласно которому «Газпром» оказался должен «Нафтогазу» $2,5 млрд, до сих пор не исполнено, а «Газпром» все еще ходит с «Нафтогазом» по судам и решает вопрос о выплате или невыплате этой суммы. Любая перспектива получения больших денег с «Газпрома» также находится несколько за гранью реальности.
Поэтому о каком именно «плане Б» говорит Гройсман, не ясно. Но мы можем обратиться к информации, уже полученной от «Нафтогаза» и примерно представить, как руководству Украины видится сложившаяся ситуация. Они рассчитывают на то, чтобы получить деньги, и направить их на решение своих проблем.
В целом вопрос о «плане Б» может быть разбит на два достаточно сложных пункта, первый из которых: как обеспечить рентабельность «Нафтогаза» и финансирование ГТС. Это проблема возникнет в том случае, если транзит снизится до неприемлемых объемов, то есть когда получаемые за транзит деньги перестанут покрывать расходы на содержание ГТС. При нынешнем уровне тарифов это порядка 55 млрд кубометров в год. В 2018 году через ГТС Украины было прокачано примерно на 30 млрд кубов больше этой точки отсечения.
Второй вопрос касается снабжения потребителей внутри Украины. Уменьшение прокачки газа по магистральным газопроводам, составляющим транзитные мощности Украины, приведет к снижению возможности поставлять газ потребителям в ряде украинских регионов. На эти два вопроса по рентабельности ГТС и о снабжении потребителей должен отвечать «план Б», и украинские власти эти вопросы пока решить не смогли.
Есть только один вариант, который мог бы стать для Украины «планом Б» — это вариант, который ко всеобщему удивлению был озвучен в ходе встречи бывшего кандидата в президенты Украины Бойко, лидера политической партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Медведчука с премьер-министром России Медведевым и главой «Газпрома» Миллером.
В ходе встречи прозвучало предложение о формировании консорциума, некоторой структуры, в которую должны войти представители России, ЕС и Украины для владения и управления украинской ГТС. Эта идея прорабатывалась еще 17 лет назад, тогда же она была благополучно похоронена усилиями украинской оппозиции.
Фактически это предложение России вернуться к данному формату, вне этого формата перспективы украинской ГТС крайне печальны, что бы ни делало украинское руководство. В принципе идея интересная, но она влечет за собой ворох политических и экономических рисков, она поднимет такой ворох противоречий в самой Украине, что вероятность ее реализации выглядит исчезающе малой. Но это действительно могло бы стать «планом Б» — спасительной соломинкой для украинской ГТС.
Стоит отметить, что существует только один сценарий, при котором проблема транзита через Украину может решиться сама собой, и Киеву ничего для этого делать не нужно будет. Это если после запуска всех обходных газопроводов спрос в Европе на российский газ вырастет настолько, что полная загрузка обходных газопроводов не позволит на 100% обеспечить этот спрос. В таком случае «Газпрому» придется загружать украинские мощности для обеспечения украинского спроса.
Когда Гройсман говорит о «плане Б», я здесь вижу воплощение «Сказки о попе и о работнике его Балде». В этом воплощении украинское руководство выступает в роли попа, который понадеялся не на украинский, а на русский авось: авось пронесет, авось будет спрос в Европе расти, авось все обойдется. Но, скорее всего, не обойдется, и украинскую ГТС ждет печальное будущее.
|