Суббота
20.04.2024
10:08
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Главная » 2019 » Январь » 7 » Турция разрешила строительство российского газопровода South Stream в своих территориальных водах
    06:38
    Турция разрешила строительство российского газопровода South Stream в своих территориальных водах
    Владимир Путин поблагодарил турецкое руководство и Еврокомиссию за поддержку «Южного потока». «Это, безусловно, общеевропейский проект. Мы благодарны Еврокомиссии за поддержку. Мы знаем, что Еврокомиссия поддерживает разные инфраструктурные проекты, в том числе "Южный поток"», – сказал глава российского правительства. Он также заявил, что Россия договорилась с Турцией о продлении двух долгосрочных контрактов на поставку газа до 2021 и 2025 года соответственно.

    Как отметил глава «Газпрома» Алексей Миллер, «разрешение на строительство, полученное от Турции, – самое серьезное подтверждение, что проект будет построен в строгом соответствием с графиком, а именно – до конца 2015 года». «Хотел бы особо поблагодарить наших турецких друзей за конструктивную работу и взаимопонимание, особенно за оперативное рассмотрение всех вопросов в последние дни уходящего года. Хотел бы поздравить всех участников проекта "Южный поток" и наших партнеров с получением разрешения на строительство. Это хороший подарок к Новому году», – сказал он.

    Проект South Stream («Южный поток») позволит диверсифицировать маршруты экспортных поставок российского газа через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. «Газпром», Eni, Wintershall Holding GmbH и EDF 16 сентября подписали соглашение акционеров морского участка газопровода. Для реализации сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией.

    В третьем квартале 2011 года была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования South Stream, объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО сухопутных участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы. Предполагается, что газопровод будет состоять из четырех ниток по 15,57 млрд кубометров каждая, первая должна быть введена в эксплуатацию в декабре 2015 года, вывод на полную мощность (63 млрд кубометров) ожидается к 2018 году. Начало строительства запланировано на 2013 год. Ориентировочная стоимость создания газопровода «Южный поток» составляет 15,5 млрд евро, 10 млрд из которых приходится на морской участок, а 5,5 млрд – на сухопутный.

    Отметим, что до получения разрешения на строительство от Турции Украина могла рассчитывать на то, что проект не состоится, но теперь никаких ограничений на его реализацию нет. В среду Алексей Миллер пояснил: о том, что «Южный поток» нужно привязывать к Украине, говорилось всегда. «Но сегодня, после разрешения на строительство "Южного потока", мы говорили о том, что "Южный поток" еще крепче привязан к Украине», – сказал он.

    Отвечая на вопрос, может ли снизиться объем прокачки газа по «Южному потоку» в случае достижения договоренностей с Украиной по ее ГТС, Миллер сказал: «"Южный поток" находится с сегодняшнего дня в стадии строительства, утверждено сводное ТО проекта – морская часть, сухопутная часть через страны-транзитеры в Европе. Параметры проекта окончательные и утверждены».

    Напомним, что Москва и Киев в последнее время обсуждают возможность создания «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» двух совместных предприятий, одно из которых получило бы контроль над ГТС Украины, а второе – над внутренними украинскими газораспределительными сетями. Руководство Украины неоднократно выражало обеспокоенность планами России и стран ЕС начать строительство South Stream и взамен предлагало вложить средства в модернизацию украинских газопроводов.

    Тем не менее, по словам зампреда российского концерна Александра Медведева, «Газпром», даже если будет достигнута договоренность по управлению ГТС Украины, не откажется от проекта газопровода «Южный поток». «Если даже посчитать "Северный поток", "Южный поток", Nabucco, СПГ, все равно дефицит поставок газа в Европу – 15-20 млрд кубометров», – сказал Медведев.

    Кроме того, как заявил Алексей Миллер, разрешение Турции не повлияет на формулу цены на газ ни для Украины, ни для других стран. «То, что касается цен на рынке, – они привязаны к ценам на нефтепродукты. Контрактные поставки газа нашим партнерам привязаны к корзине на нефтепродукты, и разрешение на строительство "Южного потока" никак не повлияет на формулу ценообразования, которую "Газпром" использует в своих контрактах, ни в целом, ни с отдельными странами», – сказал он.

    Хотя турецкое «добро» на прокладку российской трубы в ее территориальных водах и снимает одну из головных болей «Газпрома», тем не менее до начала практического осуществления проекта South Stream у концерна еще есть время на выбор оптимальной стратегии на перспективу. Вариантов всего три: а) РФ и получает ГТС Украины, и строит «Южный поток»; б) РФ строит «Южный поток» и отказывается от ГТС Украины; в) РФ получает ГТС Украины и отказывается от «Южного потока».

    Как отмечает аналитик «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный, потребление газа в Европе, безусловно, будет только расти, соответственно, расти будет и спрос на российский газ. «Проблема в другом – добывающих мощностей "Газпрома" может не хватить даже только для заполнения всех уже построенных газопроводов, не говоря уж о запланированных к строительству проектах, – полагает он. – Строительство "Южного потока" и необходимые для его запуска расширение и модернизация российской системы обойдутся в почти 30 млрд долларов. Да, газотранспортная система Украины тоже требует модернизации, да, Украина будет требовать уступок по ценам на газ. Однако, учитывая угрозу нехватки объемов добычи газа для удовлетворения растущего спроса, "Газпрому" целесообразнее потратить эти деньги на создание новых добывающих мощностей. Существующие каналы транспортировки (ГТС Украины, "Белтрансгаз", "Северный поток") уже дают достаточно гибкости в переговорах с любым отдельным посредником, к тому же переговоры о строительстве "Южного потока" всегда могут быть возобновлены».

    Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам нефтегаз», придерживается мнения, что «Газпром» не откажется от реализации «Южного потока» даже в случае получения контроля над украинской ГТС. «Это рационально как с точки зрения диверсификации рисков, так и с точки зрения потенциального увеличения объемов поставок европейским странам в среднесрочной перспективе», – говорит он.

    При этом аналитик не считает, что теперь у Киева не осталось выхода, кроме как принять условия Москвы по СП «Газпрома» и «Нафтогаза». «Выход ведь есть всегда. Но в сложившихся условиях Украина имеет не так много рычагов влияния на Россию, и ей действительно выгоднее договариваться с "Газпромом", – полагает он.

    Директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон интернешнл» Александр Шток подчеркивает, что РФ еще не получила доступа к ГТС Украины. «Стороны лишь обсуждают этот вопрос и пока не нашли решения, удовлетворяющего обе стороны. Поэтому вопрос, что выгоднее – ГТС Украины или "Южный поток", сейчас некорректен, – говорит он. – "Южный поток" будет российским маршрутом, а ГТС Украины, возможно, и будет передана в управление "Газпрому", но контроль над трубопроводами останется у Киева. "Газпрому" стратегически важны оба проекта, поэтому Россия продолжит и реализацию "Южного потока", и обсуждение с Украиной вопроса о создании консорциума на базе ГТС».

    По мнению аналитика, получив разрешение Турции на строительство «Южного потока», Москва усилила свои переговорные позиции с Украиной, и поэтому не исключено, что Киев пойдет на уступки Москве по газовым соглашениям.

    Аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Виталий Михальчук уверены в том, что с точки зрения финансовых затрат «Газпрому» лучше обойтись без строительства «Южного потока». «Его стоимость оценивается в 20 млрд долларов. Учитывая опыт реализации предыдущих масштабных проектов "Газпромом", можно предположить, что по ходу строительства цена вопроса будет корректироваться в сторону увеличения, – говорят они. – Даже двукратная скидка на газ для Украины (с 446 до 210-220 долларов за 1000 кубометров) приведет к потерям около 6 млрд долларов в год плюс расходы на модернизацию украинской ГТС. Правда, в случае успешного завершения переговоров по этому сценарию "Газпром", как и в сделке с "Белтрансгазом", получит в распоряжение готовую газотранспортную инфраструктуру».

    Несмотря на то что строительство «Южного потока» более затратный проект, чем СП с Украиной, он может быть реализован, если переговоры с Украиной зайдут в тупик, полагают аналитики «Инвесткафе». «В этом случае ГТС Украины будет практически не востребована, – говорят они. – С учетом "Северного", "Южного потоков", СПГ и Nabucco украинская ГТС будет полностью невостребованной. По нашим расчетам, дефицита газа в ЕС не будет. Добыча природного газа в Европе практически не изменилась с 2000 года (около 285 млрд кубометров), а потребление выросло на 16% (около 550 млрд кубометров). Таким образом, разница между собственным потреблением и добычей выросла более чем на 40% (около 265 млрд кубометров). По прогнозам ряда европейских исследований, этот "дефицит" газа составит порядка 380 млрд кубометров в течение 10 лет, а доля европейского газа в общем потреблении будет составлять лишь треть. Из 100 млрд кубометров газа около 35 млрд кубометров будет удовлетворено дополнительными поставками СПГ. 22 млрд кубометров покроет "Северный поток", 63 млрд кубометров – "Южный" и около 30 млрд кубометров – Nabucco. Таким образом, поставки по новым трубопроводам и СПГ должны полностью покрыть дополнительный спрос на газ в Европе».

    Аналитики полагают, что наиболее вероятный сценарий развития событий – передача «Газпрому» ГТС Украины в форме СП в обмен на скидку на газ. В этом случае необходимость в «Южном потоке» отпадет сама собой, поскольку «Газпром» будет контролировать все основные газопроводы в западном направлении: «Северный поток» (22 млрд кубометров в год), Ямал–Европа через Белоруссию (28 млрд кубометров в год), Молдавию (16,7 млрд кубометров) и ГТС Украины (около 100 млрд кубометров).

    Важным недостатком в газовой стратегии «Газпрома» можно также посчитать тот факт, что российский концерн в настоящее время собственными руками создает в лице Турции еще более неуступчивого, а главное – более независимого транзитера российского газа, нежели Украина и Белоруссия. Ведь Анкара уже дала добро и на Nabucco, и на «Южный коридор» для ЕС.

    «Нет, не создает, – говорит Роман Беседовский. – Для России Турция более предсказуемый партнер, экономика которого в значительной степени зависит от нашей страны. Например, в сфере туризма, на долю которого приходится весьма весомая доля турецкого ВВП. К тому же России удалось согласовать условия долгосрочных контрактов на поставки газа в Турцию сроком до 2025 года, что во многом сняло напряженность, возникшую между странами в последнее время».

    Сам факт согласования Турцией прокладки «Южного потока», по мнению аналитика, может быть связан с опасениями того, что в случае отказа Россия может оказать давление на Азербайджан, пытаясь сорвать создание ими газового консорциума.

    Как отмечает Александр Шток, Турция преследует свои собственные интересы. «Сосредоточив ключевые маршруты, Анкара готова стать крупным игроком на газовом рынке Европы. Поэтому вполне вероятно, что в обмен на разрешение на строительство "Южного потока" "Газпром" пошел на определенные уступки Турции, например, по дополнительным объемам поставок или по ценам на газ, – говорит он. – Учитывая, что "Южный поток" будет все же в собственности "Газпрома", это должны быть единичные уступки – в дальнейшем на поставки газа по этому трубопроводу Турции влиять будет очень сложно».

    Просмотров: 271 | Добавил: gehursanc1984 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0