Компании “Роснефть” и “Транснефть” направили письмо премьер-министру РФ, в котором просят поддержать предложение о приватизации в пользу “Роснефти” 20% пакета акций ОАО “Новороссийский морской торговый порт” , находящегося в госсобственности, с последующей покупкой 5% акций порта, принадлежащих структурам ОАО “РЖД” . Минэкономразвития и Росимуществу поручено рассмотреть данный вопрос и представить предложения.
“ОАО “НК “Роснефть” и ОАО “АК “Транснефть” просят вас поддержать совместное предложение о приватизации находящегося в федеральной собственности 20% пакета акций ОАО “Новороссийский морской торговый порт” в пользу ОАО “НК “Роснефть” по цене, определенной независимым оценщиком, а также одобрить последующую покупку ОАО “НК “Роснефть” 5% акций ОАО “Новороссийский морской торговый порт”, принадлежащих структурам ОАО “РЖД”, – говорится в письме, направленном председателю правительства РФ и подписанном президентами компаний Эдуардом Худайнатовым и Николаем Токаревым.
Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Порт входит в список госкомпаний, пакеты в которых должны быть приватизированы в 2011-2013 годах. Группа “Сумма” и “Транснефть” владеют 51% акций НМТП, государство в лице Росимущества – 20% акций, РЖД – 5%, остальные акции находятся в свободном обращении.
Авторы письма считают целесообразной консолидацию пакетов, принадлежащих государству и ОАО “РЖД” (что составит блокирующий пакет), в целях “максимально эффективного влияния ОАО “НК “Роснефть” на деятельность порта посредством получения корпоративных прав, связанных с управлением активом”.
История вопроса
С подобным предложением в адрес премьер-министра РФ обращался в конце января 2012 года и вице-премьер РФ Игорь Сечин. В своем письме он просил дать поручение Минэкономразвития совместно с Минэнерго и Минтрансом РФ подготовить и представить в правительство проект решения о реализации указанных пакетов акций в пользу “Роснефти” по цене, определенной независимым оценщиком.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступила против продажи акций порта без конкурса, поддержав при этом приватизацию 20% госпакета акций порта с пакетом РЖД. Однако министр отметила, что в этом случае требуется согласование с РЖД как с собственником.
Источник в ОАО “РЖД” сообщил агентству “Прайм”, что компания против продажи 5% акций, подконтрольных монополии.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, курирующий в правительстве РФ вопросы приватизации, отметил, что в результате продажи госпакета акций НМТП не должны пострадать экспортеры товаров. Он поручил профильным ведомствам проанализировать ситуацию, оценить факторы, влияющие на обеспечение равной доступности пользователей услуг порта к инфраструктуре НМТП, и подготовить соответствующие предложения.
Проблему избыточного присутствия государства в экономике не раз затрагивали президент и премьер-министр страны, данная тема также обсуждалась на одной из встреч в формате “открытого правительства”. Президент ОАО “ММВБ-РТС” Рубен Аганбегян, говоря в целом о проблеме, отметил, что государство должно существенно понизить свою долю в экономике, и приватизация – ключ к этому. Он также предложил ограничить через антимонопольные механизмы расширение госкомпаний и приобретение ими других предприятий.
Интерес государственный или корпоративный?
В письме госкомпаний отмечается, что “Роснефть” рассматривает приобретение акций НМТП в качестве своей важнейшей инвестиции. При этом в документе приводятся ссылки на публикации в СМИ, в которых вхождение “Роснефти” в капитал порта оценивается негативно.
“Так, в марте 2012 года в различных интернет-изданиях были опубликованы выдержки из интервью генерального директора порта “Роттердам”, активно выступающего против вхождения ОАО “НК “Роснефть” в уставный капитал ОАО “Новороссийский морской торговый порт”, – отмечается в письме.
Ранее глава роттердамского порта Ханс Смитс сообщил журналистам, что в европейской практике не принято, чтобы грузоотправитель имел долю в порту. В то же время он уточнил, что ситуация может зависеть от местных условий.
В письме отмечается, что “приватизация акций ОАО “Новороссийский морской торговый порт” в пользу государственной компании ОАО “НК “Роснефть” обеспечит не только поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта, но и будет гарантировать защиту стратегических интересов Российской Федерации, в том числе по развитию производственных комплексов порта”.
В 2011 году “Сумма” и порт “Роттердам” заключили глобальное соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее совместную деятельность по развитию портового бизнеса на новых рынках, в частности, в Азии и Латинской Америке.
Менеджмент порта “Роттердам” и группы “Сумма”, по мнению госкомпаний, заинтересованы в установлении полного контроля над НМТП, в то время как участие государства в капитале подобных инфраструктурных объектов в первую очередь рассматривается как гарантия обеспечения его стратегических интересов.
“Ни у нас, ни тем более у порта “Роттердам” никогда таких планов не было и нет”, – сказал президент группы “Сумма” Александр Винокуров, комментируя агентству “Прайм” заявление “Роснефти”.
По его мнению, принцип равного доступа всех нефтедобывающих компаний к инфраструктуре порта будет поставлен под вопрос, если “Роснефть” как один из крупнейших грузоотправителей станет еще и акционером.
Интересы государства сегодня защищены правом “золотой акции”, позволяющим влиять на любые решения в НМТП, добавил Винокуров.
Он отметил, что группа “Сумма” заинтересована в увеличении присутствия в акционерном капитале НМТП, но все зависит от условий.
“У нас нет цели купить акции по любой цене”, – отметил он.
Отвечая на вопрос о том, в какую сумму компания оценивает 20%-ный пакет порта, Винокуров подчеркнул, что все будет зависеть от того, когда и на каких условиях будет продаваться госпакет.
“Например, только за месяц после представления стратегии развития НМТП акции компании выросли более чем на 25%. Неопределенность судьбы госпакета – это главный фактор в глазах инвесторов, негативно влияющий на оценку компании”, – отметил Винокуров.
|