Сегодня "Газпром" отгрузил первую партию нефти, добытую на Приразломном месторождении – единственном в России проекте по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. В мероприятии приняли участие gредседатель gравления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, руководители профильных подразделений и дочерних обществ компании, подрядных организаций.
Объём первой партии нефти составил 70 тыс. тонн. Её доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечит танкер "Михаил Ульянов". Он, как и танкер "Кирилл Лавров", был построен по заказу "Газпрома" специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. тонн нефти.
Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырьё реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведён среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 года. После увеличения объёма добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.
Выполнение всех технологических операций на месторождении – бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции – обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная". Конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при её добыче, хранении и отгрузке.
Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Кессон может хранить около 94 тыс. тонн нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется "мокрый" способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.
Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы – юго-западном и северо-восточном.
Выбор места отгрузки осуществляется в зависимости от направления и силы воздействия природных факторов – волнения на море, дрейфа льда, течения, ветра. В случае перемещения танкера за пределы сектора, обслуживаемого одним комплексом, осуществляется отшвартовка танкера и его переход к другому устройству. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря воздействие ветра и волн.
""Газпром" открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное.
Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира", – сказал Алексей Миллер.
Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи – около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). 20 декабря 2013 года "Газпром" начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная".
"Приразломная" – уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу "Газпрома". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.
Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.
В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утвержден и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.
Рядом с платформой ведется постоянное дежурство специализированными ледокольными судами – "Юрий Топчев" и "Владислав Стрижов". В ближайшей к платформе береговой точке (поселок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещен аварийный комплекс.
Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из-подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик и другие средства.
В регионе ведётся мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.
Оператором проекта является ОАО "Газпром нефть", недропользователем – ООО "Газпром нефть шельф" (100-процентное дочернее предприятие ОАО "Газпром").
"Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн каждый – нефтеналивные танкеры "двойного действия" (могут двигаться во льдах кормой вперёд) усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом.
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
|